Site icon Даурское.ру — Отдых на Красноярском море.

По улицам деревень которых нет. Езагаш, Усть-Погромная, Жулгет.

Затопленные деревни

Затопленные деревни

Селения, как и люди, не вечны. Иногда цветущие села превращаются в безлюдные пустыни, а то и вовсе в гладь водохранилища. Сегодня мы поговорим о селениях, которых больше нет.

Езагаш

Сейчас на месте этой деревни одноименный залив Красноярского моря, а между тем Езагаш был одним из старейших сел Красноярского края. Основанное в 1675-м поселение лишь на 47 лет младше самого Красноярска. По легенде, основано оно казаками — как, впрочем, и все местные села того времени.

Гораздо позднее, уже во второй половине 19-го века, Езгаш стал известен как место ссылки. Неподалеку от села находились принадлежавшие сперва купцу Власову, а затем купцам Щеголеву, Полякову и Гадалову винокуренные заводы, куда и направлялись каторжане.

Слава о заводах ходила самая дурная. По легенде, условия тут были настолько невыносимыми, а приказчики настолько лютыми, что каторжане часто не выдерживали и добавляли приказчика к ингредиентам будущего спирта, кидая кровососа в кипящий котел.

Еще одна красноречивая деталь местных нравов — любимый досуг купца Щеголева. Фабрикант обожал кататься на карусельке под духовой оркестр. И все бы ничего, но крутить аттракцион в это время непременно должны были дети.

После установления советской власти в Езагаше, конечно, завели колхоз, клуб, радиоточку и прочие прелести новой жизни. Конец деревне настал после заполнения Красноярского водохранилища — Езгаш оказался под водой.

Усть-Погромная

В водах Красноярского моря сгинуло более 50 сел и деревень, о всех мы писать, конечно, не будем, ибо долго, да и незачем. Но мимо села с таким названием мы пройти просто не могли.

Говорят, что основана деревня аж в 1640 году, когда казак Милослав Кольцов в устье местной речушки разгромил туземное войско. Именно в память об этом событии местность и получила свое название.

Упоминания о селе встречаются в самых разных местах, например, в мемуарах Даниэля Готлиба Мессершмидта 1722 года, где он описывает Усть-Погромную как деревню хлебопашцев и рыболовов. Также название деревни можно найти на стене Рейхстага, где его оставил сибирский фронтовик Василий Иванов. А еще можно найти сведения, что уже после войны селение могло похвастаться самым большим в районе фруктовым садом. Увы, сейчас Усть-Погромная на дне водохранилища.

Жулгет

Единственным напоминанием о некогда существовавшей деревне Жулгет Даурского района сейчас является мемориал из трёх гранитных плит с нанесёнными на них фамилиями погибших в годы Великой Отечественной войны солдат.

Если окунуться в историю, то можно узнать, что почти вся деревня Жулгет состояла из поселенцев из Забайкалья. Там жили украинцы, калмыки, буряты. В первое время всем им было очень трудно, особенно старшим. Приходилось привыкать к новой среде – влажной, морозной.

В 1933 году в Жулгете организовали артель «Новая жизнь». Можно сказать, что весь Даурский район, в основном, состоял из насильственно переселённых жителей, ограниченных в своих гражданских правах. Ими управляла сеть спецкомендатур. В каждом сельсовете она организовывала быт и труд поселенцев. В Жулгете в 32-х бараках жили по несколько семей в каждом во главе со старостой, назначенным из числа ссыльных. Народу было множество! В деревне были контора, мастерские, зерносклад, сушилка и мельница, свинарник и птицеферма, кирпичный завод, баня, 8-летняя школа, библиотека, больница, два клуба. Дома строились рядом с речкой Жулгет, от которой и произошло название деревни. С годами в Жулгете жить стало легче, постепенно ссыльные стали обзаводиться хозяйством, покупали скот.

Едва успевший оправиться от выхолостившей всё и вся войны, Жулгет попал в список населённых пунктов Даурского района, которые в 60-х годах стали «неперспективными» или ушли в зону затопления. Деревня была снята с учёта, а жители её расселены. И лишь для тех, чья жизнь началась в Жулгете, навсегда это место останется самым дорогим и самым красивым. Место, где кто-то впервые услышал мамин голос, сел за школьную скамью, откуда всем селом провожали на фронт отцов и дедов, будет до конца дней бередить сердце пронзительной тоской.

Подготовлено по материалам газеты Сельская новь и паблика Проспект Мира.

Exit mobile version