Site icon Даурское.ру — Отдых на Красноярском море.

Первый полет из Красноярска в Хакасию. Посадка в Даурске.

красноярец

красноярец

В 1925 году произошло очень значимое событие, но о нём знают немногие. 7 октября в село Усть-Абаканское впервые прилетел самолёт «Красноярец». Очевидец Г.С. Аткнин, бывший служащий Окружного исполкома, рассказывает:

«О прилете аэроплана знали не только устьабаканцы, но и жители окрестных улусов — Аткнина, Окунева, Киштеева, Сапогова и др. С раннего утра стекались люди на площадь. Сюда ехали на телегах, верхом, шли пешие. В сёлах остались те, которые не могли идти. Ждали с напряжённым вниманием.… Вот со стороны г. Минусинска на фоне гор показалась точка… Самолёт, приблизившись, описал круг и пошёл на посадку. Люди ликовали, махая шапками, другие со страхом закрывали уши и стояли как вкопанные. К самолёту устремились все ожидающие. Потом было объявлено катание на самолёте…»

Следует сказать, что в 1920-е годы в молодом советском государстве начинает развиваться авиация. В это время активно осваивались Якутия, Дальневосточный край, Крайний Север и Красноярский край — регионы полного бездорожья.

План перелёта разработан с таким расчётом, что самые глухие уголки нашего края, где ещё никогда не был слышен шум пропеллера, получат возможность видеть у себя воздушных гостей. Чуть позже сообщалось, что «Красноярец» полетит по маршруту:

Красноярск — Даурское — Новосёлово — Батени — Шира — Минусинск.

Он побывает в Минусинском уезде в тех деревнях, где можно будет найти подходящие места для посадки самолёта, затем «посетит станицу Хакассии с. Усть-Абаканск. В обратный путь полетит по линии р. Енисей…»

Для обеспечения полёта по маршруту следования «Красноярца» отправилась плавучая авиабаза. Это была баржа с мастерской для ремонта и помещением для самолёта, с запасами бензина, ящиками с запасными частями. Баржу во время пути перемещали рейсовые пароходы, попутно идущие по Енисею, из Красноярска она отправилась с пароходом «Спартак». Авиабаза имела с собой кинопередвижку, большое количество акций «Добролёта», литературы, марок и значков Авиохима. В местах остановок самолёта планировалось принимать в члены Авиохима, демонстрировать кинокартины, читать лекции на темы авиации…

Насколько был глубок интерес к самолёту у населения, можно узнать из газеты «Советская Сибирь»:

Вечером Минусинск «обезлюдел и замер». «Все — и малый и старый были на берегу протоки или на острове — на месте спуска «Красноярца». Давка на переправе через протоку к месту спуска самолёта была настолько велика, что с парома сбросили лошадь и столкнули несколько человек в воду. Не было охраны самолёта, и неизвестный любознательный гражданин проткнул пальцем одно из крыльев. Нашёлся Фома неверущий, который, не пощупав, не хотел верить «естеству ероплана».

Оттуда самолёт «Красноярец» отправляется в полёт по сёлам Минусинского уезда:

Минусинск — Бея — Аскиз — Ермаковское — Каратуз — Курагино (Бейский и часть Аскизского района в то время относились к Минусинскому уезду)

«Если появление самолёта «Красноярец» в Минусинске произвело сильное впечатление на простых обывателей, то полёты его в уезде производят буквально фурор, говорится в «Советской Сибири». «Подавляющее большинство нашего сельского населения недоверчиво относилось к сообщению о прилёте аэроплана, даже не верили в существование самолётов у нас в Сибири, в захолустных притаёжных уголках. Из глухой степи приехало много татар-туземцев — поглядеть на стальную птицу. Предложили одному туземцу сесть на самолёт. Долго упирался, наконец согласился. А когда самолёт утонул вместе с седоками в небесах, татары так порешили о своём сородиче: «Про-па-а-ал! Хо-ро-ший был человек…».

В 1927 году самолёт «Красноярец» передан в авиаспортивную секцию для подготовки кандидатов в школы лётчиков, исключительно для рулёжки. Взлёты, даже короткие, были ему категорически запрещены. Так закончил свою непродолжительную лётную жизнь первый самолёт Красноярска.

Exit mobile version