красноярец

Первый полет из Красноярска в Хакасию. Посадка в Даурске.

В 1925 году произошло очень значимое событие, но о нём знают немногие. 7 октября в село Усть-Абаканское впервые прилетел самолёт «Красноярец». Очевидец Г.С. Аткнин, бывший служащий Окружного исполкома, рассказывает:

«О прилете аэроплана знали не только устьабаканцы, но и жители окрестных улусов — Аткнина, Окунева, Киштеева, Сапогова и др. С раннего утра стекались люди на площадь. Сюда ехали на телегах, верхом, шли пешие. В сёлах остались те, которые не могли идти. Ждали с напряжённым вниманием.… Вот со стороны г. Минусинска на фоне гор показалась точка… Самолёт, приблизившись, описал круг и пошёл на посадку. Люди ликовали, махая шапками, другие со страхом закрывали уши и стояли как вкопанные. К самолёту устремились все ожидающие. Потом было объявлено катание на самолёте…»

Следует сказать, что в 1920-е годы в молодом советском государстве начинает развиваться авиация. В это время активно осваивались Якутия, Дальневосточный край, Крайний Север и Красноярский край — регионы полного бездорожья.

План перелёта разработан с таким расчётом, что самые глухие уголки нашего края, где ещё никогда не был слышен шум пропеллера, получат возможность видеть у себя воздушных гостей. Чуть позже сообщалось, что «Красноярец» полетит по маршруту:

Красноярск — Даурское — Новосёлово — Батени — Шира — Минусинск.

Он побывает в Минусинском уезде в тех деревнях, где можно будет найти подходящие места для посадки самолёта, затем «посетит станицу Хакассии с. Усть-Абаканск. В обратный путь полетит по линии р. Енисей…»

Для обеспечения полёта по маршруту следования «Красноярца» отправилась плавучая авиабаза. Это была баржа с мастерской для ремонта и помещением для самолёта, с запасами бензина, ящиками с запасными частями. Баржу во время пути перемещали рейсовые пароходы, попутно идущие по Енисею, из Красноярска она отправилась с пароходом «Спартак». Авиабаза имела с собой кинопередвижку, большое количество акций «Добролёта», литературы, марок и значков Авиохима. В местах остановок самолёта планировалось принимать в члены Авиохима, демонстрировать кинокартины, читать лекции на темы авиации…

  • 31 августа  — самолёт приземлился в селе Даурское
  • 2 сентября — село Батени,
  • 4 сентября — курорт Шира. «Воздушного гостя встречало всё население. «Красноярец» производил на курорте Шира круговые полёты с местным населением. Восторг и воодушевление хакасов при виде самолёта не поддаются описанию».
  • Батурин и Потылицын9 сентября — Минусинск. Минусинцы спешат на Тагарский остров встречать самолёт. Паром через протоку ходит битком набитый народом. Десятки лодок, перегруженные донельзя, доставляют на остров новые партии народа. Всё поле усеяно людьми… Самолёт окружают со всех сторон, осматривают, пробуют на ощупь. Лётчика Р. Батурина и механика А. Потылицына засыпают вопросами: «Как называется? Сколько вёрст в час делает? Откуда сейчас? Долго ли летели? Сколько расходуется бензина?» На все вопросы получают ответы: «Аэроплан системы «Сопвич», мотор в 120 лошадиных сил, летит со скоростью 150 вёрст в час. Прилетели из Батеней». Тут же около самолёта открывается митинг…»

Насколько был глубок интерес к самолёту у населения, можно узнать из газеты «Советская Сибирь»:

Вечером Минусинск «обезлюдел и замер». «Все — и малый и старый были на берегу протоки или на острове — на месте спуска «Красноярца». Давка на переправе через протоку к месту спуска самолёта была настолько велика, что с парома сбросили лошадь и столкнули несколько человек в воду. Не было охраны самолёта, и неизвестный любознательный гражданин проткнул пальцем одно из крыльев. Нашёлся Фома неверущий, который, не пощупав, не хотел верить «естеству ероплана».

Оттуда самолёт «Красноярец» отправляется в полёт по сёлам Минусинского уезда:

Минусинск — Бея — Аскиз — Ермаковское — Каратуз — Курагино (Бейский и часть Аскизского района в то время относились к Минусинскому уезду)

«Если появление самолёта «Красноярец» в Минусинске произвело сильное впечатление на простых обывателей, то полёты его в уезде производят буквально фурор, говорится в «Советской Сибири». «Подавляющее большинство нашего сельского населения недоверчиво относилось к сообщению о прилёте аэроплана, даже не верили в существование самолётов у нас в Сибири, в захолустных притаёжных уголках. Из глухой степи приехало много татар-туземцев — поглядеть на стальную птицу. Предложили одному туземцу сесть на самолёт. Долго упирался, наконец согласился. А когда самолёт утонул вместе с седоками в небесах, татары так порешили о своём сородиче: «Про-па-а-ал! Хо-ро-ший был человек…».

  • 12 сентября — Бея. Население облепило его как мухи… Утром начались полёты, первым прокатили председателей Райисполкома и Райлета. Второй пассажир — крестьянин с. Сабинского Тарасов. «Ну как, лететь не страшно?» — спрашивают его. «Ничего. Всё равно как в лодке». Публика расходится, сожалея о том, что из-за повреждения лётчик не согласился больше делать полётов. С большим нетерпением ждали бейцы «ероплана», но остались недовольные тем, что обещали прокатить несколько крестьян, а прокатили только одного. Думали, что кино посмотрят, но кинопередвижка сломалась, налаживали целых шесть часов, сеанс начался только в восемь. Билеты брались нарасхват. Не просмотрели и половины, как испортился мотор и объявили: «Картин не будет, приходите завтра за деньгами…
  • 28 сентября — село Каратуз.
  • 7 октября — столица Хакасии с. Усть-Абаканск, где производились круговые полёты. Самолёт побывал на Черногорских копях, чрезвычайно восторженно встреченный рабочими.
  • 11 октября — с. Абаканское. Перелёт почти закончен. Авиабаза грузится на лодки для отбытия в Красноярск.
  • 16 октября — вернулся в Красноярск. Самолёт побывал в 15 селениях, сделал 80 посадок, прокатил 56 пассажиров.

В 1927 году самолёт «Красноярец» передан в авиаспортивную секцию для подготовки кандидатов в школы лётчиков, исключительно для рулёжки. Взлёты, даже короткие, были ему категорически запрещены. Так закончил свою непродолжительную лётную жизнь первый самолёт Красноярска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ИН
Карта интересных мест
Карта интересных мест
Карта интересных мест
Карта красивых мест / заливов
Подробная лоция КВХ
Красивейшие фото
Красивейшие фото
Красивейшие фото
Выбор на любой вкус и бюджет
От домика до жилого комплекса
Все, что может пригодиться
previous arrow
next arrow
Slider