Site icon Даурское.ру — Отдых на Красноярском море.

Даурск – Приморск… Памяти не угаснуть

Primorsk V 1960g

Primorsk V 1960g

Этот рассказ – о строительстве посёлка Приморск на берегу Красноярского водохранилища в 60-70-х годах ХХ века и о том, что испытали те, кому не по своей воле пришлось переселяться из затопляемых населённых пунктов. Вера Чанчикова, жительница Приморска, не один год записывала воспоминания переселенцев – свидетелей переломного времени. На этом материале и построена публикация.

В январе 1969 года, когда Вера Егоровна вернулась в Сибирь из Белоруссии, где прожила на родине своих предков 14 лет, не было уже её родного Даурска и других сёл на берегах любимой реки, а был недавно выстроенный посёлок Приморск. Завершалось строительство стройки века – Красноярской ГЭС. В полную силу шло заполнение водохранилища, строительство новых, укрупнённых объектов в районе.

Но гром перемен грянул в 1956-м, когда началось строительство ГЭС, и хотя до перекрытия Енисея оставалось ещё семь лет, именно эти годы стали самыми тревожными и морально тяжёлыми для переселенцев. В марте 1963-го река была перекрыта, и вода стала медленно подниматься, а в сентябре был запущен первый энергоблок. Понадобилось ещё девять лет, чтобы в июле 1972-го гидроэлектростанция была принята в постоянную эксплуатацию, и началось проектирование высоковольтной линии электропередачи на 110 кВт-ч.

В.И. Паленок на лодке у своего дома, уходящего под воду, май 1967 года, д. Кижарт. Фото Юрия Циглера из группы «Наша малая родина»

КАК ЖЕ ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Перекрытие створа плотины и начало заполнения огромного моря требовали значительной подготовки ложа водохранилища на протяжении почти четырёхсот километров. Переносу подлежали 40 различных предприятий и организаций в Даурском и 30 – в Новосёловском районах. Исчезали три районных центра: Даурск, Новосёлово, Краснотуранск. Общая площадь затапливаемых земель равнялась 175,9 тысячи га. В зону затопления попадало 136 населённых пунктов, 6,1 тысячи дворов, 170 тысяч га сельхозугодий, 70 тысяч га лесной и закустаренной площади, более тысячи километров различных дорог, три крупных нефтебазы, восемь хлебоприёмных пунктов, Даурский леспромхоз, Новосёловский молочно-консервный завод, многие мелкие объекты Красноярского сов-нархоза и речного флота. Подлежало переселению 60 тысяч человек. Медлить было нельзя.

В 1958 году Крайгорпроекту отдали обширную площадку под строительство посёлка под названием Приморск – там, где впоследствии был выстроен посёлок Новый Даурск. Приморск должен был стать новым районным центром. На огромном, ровном поле, начиная с 1959 года, закладывались фундаменты под общую баню, 8-квартирные дома. Но вскоре правительством было принято другое решение, так как на первоначально выбранном месте не было подходящего залива, на берегах которого предстояло выстроить крупные предприятия: нефтебазу, пристань, хлебоприёмный пункт.

Геологи обследовали берега с двух сторон Енисея: в разных местах склонов гор бурили грунт глубиной до 25 метров. Почву прессовали в кубики, образцы сушили и отправляли в Красноярск на анализ. На разных высотах над оврагами и полями кружили вертолёты, ведя аэросъёмки. По результатам исследований были созданы карты для строителей. Окончательное место под строительство Приморска было выбрано в 1961 году Енисейской землеустроительной экспедицией института Росгидрозем Министерства сельского хозяйства. Его отвели на большом поле, принадлежавшее ранее даурскому колхозу «Заветы Ильича», в трёх километрах от деревни Караульной.

Место выбрали красивое, малохолмистое. По окраинам вились небольшие овраги, кругом зеленели поля. Первозданная природа, необъятная тайга, заливы, горы, чистейший воздух. Берег будет омываться широким рукотворным морем, где пойдут пароходы, катера, самоходные баржи. Вокруг крутые, красивые сопки, смешанный лес, по оврагам – речки. Красноярский крайисполком утвердил план застройки. Будущий посёлок был рассчитан на проживание более трёх тысяч человек, в основном, рабочих совхоза.

ВПЕРЕДИ – НЕИЗВЕСТНОСТЬ

Людей начали готовить к переселению задолго до выхода постановления о строительстве Красноярской ГЭС. И всё же никому не верилось, что вода поднимется на пятьдесят метров. Возмущались, негодовали, пытались сопротивляться и протестовать. Как же можно допустить уход под воду родных жилищ, церквей, домов культуры, больниц, кладбищ, полей?! Ведь дорогой сердцу уклад жизни сложился давно: жители соседних деревень породнились, ездили в гости друг к другу, любили и берегли то, что наживали.

Когда по Енисею ходили пароходы, ставшие основным средством сообщения с городом, сельчане ездили на рынки, в магазины, в гости к родственникам в Красноярск и Минусинск. Пассажирские каюты не пустовали, а в крупных сёлах на берегу Енисея везде были пристани. К приходу парохода оживала торговля: на берег несли продукты, ягоды, грибы. Дворы были полны хозяйством: крупный рогатый скот, лошади, свиньи, птица. Население сёл и деревень жило безбедно, никто не ожидал таких глобальных перемен.

Но вопрос о переселении из зоны, запланированной под затопление, был давно решён, и оставалось только ждать, когда оно начнётся… От неизвестности сёла гудели, как растревоженные ульи: люди нехотя, с переживаниями, но всё-таки стали готовиться к переезду. Вопросов было не счесть: какого размера будут усадьбы? Как перевезти свой дом, чтобы сохранить и собрать его заново? Как разработать новую землю? Как и куда перевезти своё хозяйство? Какая будет работа? Когда будет построена школа и не отразится ли переезд на успеваемости детей? Власти понимали, что происходит в душах людей, и, как могли, успокаивали.

Строители МПМК–58. Вера Чанчикова (крайняя слева). фото В.Е. Чанчиковой

ЕСТЬ ТОЧКА ОТСЧЁТА!

В 1961 году к месту прибыли отряды строителей, а с ними – автотехника, трактора, экскаваторы, автокраны. Сначала обустроили производственную базу, где разместили автотранспортное предприятие. Были построены большой гараж с моторным и тракторным цехами, временная пекарня, склады под стройматериалы, помещение для руководителей, дизельная электростанция, растворобетонный узел, тракторный парк.

Первое лето все приехавшие строители, механизаторы, трактористы, крановщики, электрики, сварщики жили в палатках, разбитых на ровной площадке у подножия сопки. Там же в срочном порядке началось возведение деревянных тёплых бараков под общежитие. К зиме 1961 года два барака были заселены. Строители, молодые и в основном холостые парни, пробыли здесь недолго, к зиме многие из них вернулись в родные места. На смену им приехали другие: кто-то приживался, кто-то не задерживался. Часто менялись руководители, прорабы, мастера, механики. К началу второй зимы появилось третье общежитие.

Дальше – больше: в 1962–1965 годах строители прибывали особенно массово: их численность уже составляла около 80% населения посёлка. Все силы и техника были брошены на рытьё траншей, закладку фундаментов – в первую очередь под крупные социальные объекты. Тому, кто поднялся на сопку и глянул вниз, открывался вид на перерытые участки земли, напоминающие огромные, разворошённые муравейники. Вдоль берега Енисея ходил старенький катер-полуглиссер: перевозил геологов и рабочих между объектами.

В числе первых был заложен фундамент под школу, а потом и под нефтебазу, ХПП, пекарню, почту, пожарное депо, больницу, пристань, комбинат бытового обслуживания. Особое внимание уделялось жилью, а потому закладывались фундаменты под восьми- и четырёхквартирные двухэтажные дома.

Переселенцам давали возможность перевезти старые дома на новое место жительства. И вообще, никто никого не принуждал переселяться именно в Приморск. Некоторым давали квартиры в окрестных деревнях и в молодом городе у плотины – Дивногорске. Многие были переселены в новые посёлки со старыми названиями: Новый Даурск, Краснотуранск, Новосёлово. Но в большинстве люди выбирали вновь строящийся посёлок Приморск.

Крепкие дома разбирались и перевозились на новые места, а за прочие – разрушенные и сожжённые – полагалась компенсация. Деньги выплачивались за постройки, огороды, каждое деревце или ягодный куст.

Многие перевезли свои дома в Балахту и в другие незатопляемые сёла поближе к родственникам или знакомым, получили государственные квартиры. Решившим перевезти дома своими силами руководители стройки, по возможности, выделяли освободившийся транспорт, кто-то умудрялся привлечь трактор, кто-то обходился конной тягой.

Пожалуй, самым морально сложным моментом был перенос останков из захоронений. В 1962 году в зону затопления прибыли могильщики: они извлекали из могил гробы с останками и перевозили на новые кладбища. Эта работа была высокооплачиваемой, но и одной из самых трудных. Многие не выдерживали, уходили, их сменяли другие. И всё-таки ко времени подхода воды перенести все кладбища не успели… Вообще для переселенцев самыми трудными за всю их жизнь были 60-е годы. Ведь среди людей были и такие, кто не верил в приход воды до последнего дня. И когда она уже близко подступала к деревенским домам, некоторых приходилось переселять насильно, а их строения сжигать.

Первые строения на месте будущего посёлка Приморск. Фото из фондов районного музея

ПИКОВЫЕ ГОДЫ

На 1964–1967 годы пришёлся самый пик строительных работ. Общая численность населения Приморска тогда доходила до пяти тысяч человек. В декабре 1968 года плановое строительство Приморска было завершено, но некоторые объекты достраивались ещё какое-то время силами местных строителей.

Особенно трудно пережили переселенцы весну и осень первых лет. Размеченные улицы изрыты траншеями, по обочинам – штабеля стройматериалов, за колёсами и ногами тянется тяжёлая глина. Трудно было и строителям. К зиме 1963 года достроили два первых восьмиквартирных дома на улице Пролетарской напротив пекарни. Плотники и отделочники быстро утеплили дома, и к зиме вся молодёжь из палаток была переселена в эти дома. Немного позже рядом построили временную баньку.

В 1964 году сдали в эксплуатацию Приморскую среднюю школу. К тому времени были построены и ещё достраивались жилые дома – одноквартирные для рабочих ХПП, двухквартирные – для сотрудников нефтебазы, кирпичные двухквартирные – для совхозных рабочих.

Так как строительство самых важных социальных объектов в новом посёлке – школы, больницы – отставало по срокам, то для этого временно задействовали домики «на земле». В двухквартирном доме по улице Маяковского открылась начальная школа, в одноквартирном по Карла Маркса – медпункт. Стационарное отделение больницы было размещено в помещении будущего КБО по улице Даурской. На ту же улицу переехали библиотека и клуб, который в дальнейшем стал жилым двухквартирным домом. На поляне, напротив КБО, молодёжь быстренько соорудила временную танцплощадку. Так улица Даурская на какое-то время стала центральной улицей нового посёлка.

Строительство новых населённых пунктов особо контролировало правительство. Краевые и районные комиссии одна за другой наведывались на новостройки. Сроки возведения жилья, социальных объектов, производственных, животноводческих помещений и другой инфраструктуры были очень короткими – по новому пятилетнему плану развития народного хозяйства страны.

Как ни поджимали установленные сроки, уложиться в них было невозможно по многим причинам. Ещё начиная с 1959 года, некоторые стройматериалы завозились баржами по Енисею и разгружались на берег при помощи кранов и лебёдок у сёл Даурское и Острог. Не всегда самые первоочередные материалы – кирпич, брус, шифер и другие – поступали централизованным завозом. Как ни старались снабженцы ускорить строительство жизненно важных объектов, по многим причинам не получалось. Одна из главных – нехватка стройматериалов. В основном грузовые машины ЗИС и ГАЗ-53 ходили за ними из Приморска в Ужур, железная дорога имела там перевалочную базу стройматериалов, оттуда же возили и лиственный брус, предназначенный для нижних венцов домов.

В одиночку машины не ходили в дальний рейс. Из Приморска выезжали в 6 часов утра, возвращались ночью, а больше и ночевали в дороге. Иногда в таких рейсах водители проводили по трое суток, так как весной и осенью земляные в то время дороги были непреодолимыми. Приходилось местами объезжать глубокие промоины по полям. В зимнее время открытое поле переметало так, что из машины не видно было впереди идущего трактора, который пробивал для неё же дорогу.

Ещё один с трудом преодолеваемый участок пути был в районе Малой Тумны, вначале подъёма в сторону Приморска: машины по несколько часов буксовали на одном километре, где колёса утопали в промоинах. Довезя до Приморска стройматериалы, автомобиль не всякий раз мог подойти к нужному объекту для разгрузки всё по той же причине: сугробы, ямы, колдобины. Разгружались там, куда можно было подъехать. Строители своими силами перетаскивали материал к объекту. На всё это уходило очень много незапланированного времени.

Среди строителей были и такие, кто ехал на стройку за длинным рублём, но, оглядевшись, находил другой способ заработать эти рубли. Охранять горы стройматериалов было некому, поэтому многое попросту растаскивалось или обменивалось на выпивку.

ШАГИ К НОВОМУ УКЛАДУ

Со временем на стройке остались работать наиболее сильные, выносливые, ответственные и опытные молодые люди. Со всех концов страны продолжали приезжать всё новые группы строителей. В основном это была молодёжь в возрасте до тридцати лет, полная сил и энергии. Парни залили основательную бетонную танцплощадку. Рядом построили из досок первый временный клуб. Одновременно возле первых трёх бараков к началу третьей зимы были возведены ещё два. Один был семейный, так как уже появились молодые пары среди приехавших. Второй барак руководство отдало под общежитие, позже одну половину его переоборудовали под детский сад. Проживание в тёплых бараках, хоть и не со всеми удобствами, для молодёжи стало нормой. Трудности уже никого не пугали, отступила паника.

После работы по вечерам ходили в клуб, влюблялись, на танцплощадке каждый вечер под гармошку устраивали танцы при луне. Любимым местом молодёжи стала сопка – с неё любовались сибирской природой, на десятки километров провожали взглядом идущие по Енисею пароходы. Эта крутая гора получила название – Сопка любви.
Молодёжь с удовольствием занималась спортом. Играли в волейбол, соревновались в беге и прыжках в высоту, играли в догонялки и полюбившуюся всем лапту. В 1964 году средняя школа с огромным спортзалом приняла первых учащихся, и вся молодёжь со стройки стала ходить туда. Тренировки шли до поздней ночи. Много сил вкладывал в оздоровление ребят первый учитель физкультуры в школе – Иван Николаевич Подопригара, ответственный, строгий, волевой. Вместе с ним работал Константин Васильевич Соколов. Была организована футбольная команда. В 1966 году школьные спорт-смены совместно с поселковыми стали чемпионами района и много лет удерживали первенство по волейболу, футболу, лыжным гонкам.

Ежегодно, в День строителя, лучших работников награждали подарками и грамотами. Фамилии лучших строителей были занесены на Доску почёта, выпускалась стенгазета.

Приёмка школы в Приморске. фото из фондов районного музея

ЭТАП РАЗВИТИЯ И ПОДЪЁМА

Ещё несколько лет каждый хозяин приводил в порядок свою усадьбу, люди знакомились и привыкали к новым соседям. В первое десятилетие была налажена работа самых важных структур: почты, телеграфа, магазинов, чуть позже – коммунального хозяйства. Была разветвлённая, очень нужная телефонная сеть. Основных производственных и социальных предприятий и организаций насчитывалось 28. В последующие годы, вплоть до 2001-го, были созданы ещё четыре организации. На новых объектах открылись тысячи рабочих мест: основную массу специалистов и рабочих составляли переселенцы из затопленных сёл и деревень Даурского района. И всё-таки ощущалась постоянная нехватка рабочей силы, во многих местах можно было видеть объявления: «Требуются рабочие разных специальностей».

В Приморске кипела бурная, интересная жизнь, о прошлом постепенно перестали тосковать. Переселенцы и строители дружили между собой, сообща выполняли многие работы: коллективно заготавливали сено, вместе сажали и копали картошку на полях, задорно отмечали праздники. Постепенно менялся климат: он стал мягче, а воздух более влажным, даже Енисей вблизи Красноярска перестал перемерзать… Приморск превратился в красивый величавый посёлок, который многие полюбили и остались в нём на всю жизнь.

До сих пор исследователи собирают воспоминания тех, чья жизнь в короткие сроки совершенно изменилась. Точное расположение погибших населённых пунктов наносится на современные карты, на берегах рукотворного моря устанавливаются памятные знаки о некогда густонаселённых местах. На приморском берегу тоже есть такой монумент – он стоит, возвышаясь над морем. Надпись на камне гласит: «Памяти Даурского района»…

Вера Егоровна Чанчикова проделала большую работу по сбору информации из первых уст. Итогом должна стать памятная книга, которую Вере Егоровне помогли отредактировать и сверстать сотрудники редакции и районного музея. Чтобы издать ещё один исторический альманах для нас и наших потомков, нужны денежные вложения. Если вы готовы помочь, внеся посильный вклад в важное дело, обращайтесь в редакцию, районный музей или лично к Вере Егоровне (тел. 8-977-034-66-85)

Подготовлено по материалам газеты Сельская Новь.
Корреспондент Ирина Уланова. https://gazeta-selnov.ru

Exit mobile version